Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада всегда была актуальной, ведь для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречается с незнакомыми людьми.

Одной из базовых задач ФГОС дошкольного образования является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка: физического, психического и социального. Эта задача является приоритетной, особенно в адаптационный период, когда ребенок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения. Что же может способствовать успешному прохождению адаптации малыша к условиям детского сада? Музыка. Музыка? Да, музыка!

Ведь с древнейших времен общеизвестно, что музыка оказывает на человека огромное влияние. Так, в работах В. М. Бехтерева имеются данные о благотворном влиянии музыки на центральную нервную систему, дыхание и кровообращение. Он считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей.

Использование музыки в период адаптации способствует установлению положительных взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми, улучшает его психоэмоциональное состояние, снижает чувство тревожности.

Музыкальная деятельность в период адаптации строится на принципах игры, доступности и постепенности.

Всю музыкально-игровую деятельность в период адаптации можно обозначить как музыкальную игротерапию, в которой применяется дидактический материал, шумовые, ритмические и музыкальные инструменты, атрибуты, способные внести яркость, необычность и привлекательность в игровую деятельность детей.

Педагогическая ценность музыкальной игротерапии заключается в том, что дети увлечены вместе со взрослыми общей, близкой детскому развитию деятельностью, объединены общим музыкальным творчеством, музыкальными играми, переживаниями. В результате создается естественный благоприятный климат внутри детского коллектива.

Игры, рекомендуемые к использованию в период адаптации ребенка к детскому саду: «Волшебная погремушка»,  «Вот какие ножки!» и другие.

В игре «Волшебная погремушка» музыкальный руководитель предлагает поиграть с шумовыми или музыкальными инструментами, в ходе чего знакомит детей с определенным инструментом - бубном, погремушкой или «шумелкой». Дети стараются ритмично подыграть взрослому. Далее, музыкальный руководитель переключает внимание детей – прячет инструмент и предлагает найти веселую подружку-погремушку, дети ищут по группе инструмент, после чего погремушка «играет» с ребятами в «догонялки» под музыку.

Дети в игре «Вот какие ножки!» выполняют по тексту и по показу музыкального руководителя движения под музыку: «Наденем на ножки новые сапожки, И пойдем гулять – дождик догонять! Большие ноги идут по дороге! Маленькие ножки бегут по дорожке! Бежали лесочком, прыгали по кочкам: «Прыг да скок, прыг да скок! Прибежали на лужок! Сели дружно все в кружок!».

Взрослые с детьми строят «Паровоз» из стульев или ярких модулей, под музыку изображают езду на паровозе, во время остановки выходят «гулять на полянку» и изображают определенного животного. «Деток поезд к нам везет, в лес и на полянку, Будут дети там гулять, повстречают…(зайку, мишку, птичку)».

В игре «Веселый бубен» дети рассаживаются и по одному исполняют игру на музыкальном инструменте – бубне: «Поиграй-ка…(имя ребенка) в бубен, Мы в ладоши хлопать будем! Поиграй веселей, посильнее в бубен бей! Ай-да, …(имя ребенка), как играет, Как ладошкой ударяет! Поиграл, вот и все, Бубен …(имя ребенка) отнесет!»

            В процессе адаптации можно широко применять детский фольклор – универсальный, один из самых совершенных инструментов общения между детьми, между взрослым и ребенком. Именно напевы колыбельных, пестушек, потешек («Зайка», «Петушок», «Ладушки-ладошки», «Идёт коза рогатая» и т.д.) закладывают в память ребенка его первые музыкальные впечатления, развивают звуковые навыки.

Например, игра «Потешка», в которой дети в игровой форме повторяют по показу музыкального руководителя содержание потешки: «Из-за леса, из-за гор, едет дедушка Егор (под музыку «скачут на лошадке»), Жена на коровке, дети на телятках, Внуки на козлятках! Ехали, ехали… В ямку бух!».

Систематическое использование музыкальной игротерапии в адаптационный период будет способствовать более успешному его прохождению – ребенок почувствует, что его понимают и принимают, ему не навязывают специальные поведенческие навыки, а в игровой форме дают возможность «проживать» волнующие ситуации, у него развивается  способность управлять своим поведением, он становится более гибким в общении и менее застенчивым, легче вступает в сотрудничество.

 

© 2016, Детский сад № 27 г Ангарск